МЦОИ Северный Кавказ

СКФО в зеркале социологических опросов: Ставрополье

Доверие к СМИ и региональная журналистика
Продолжаем цикл материалов, посвященных репрезентативным опросам в Северо-Кавказском федеральном округе. Социологические опросы проводились по различным аспектам экономической, общественно-политической и социальной жизни среди совершеннолетних жителей всех регионов СКФО различных возрастных групп.

Исследования проводились в рамках проекта «Медиатор», реализуемого Межрегиональным центром общественных инициатив «Северный Кавказ» при поддержке Фонда президентских грантов. В анкетировании приняли участие 500 человек.





1. Участникам анкетирования были названы различные виды СМИ. Предложено дать ответ: какие из них (и как часто) используются респондентами в повседневной жизни.



Наиболее часто используемые участниками опроса СМИ – это социальные сети, интернет сайты, телевидение и мобильные приложения для получения новостей. Этими ресурсами в качестве предпочитаемого источника информации пользуются, соответственно, 97,4%, 97,2%, 91,8% и 90,6% респондентов.

Значительное число опрошенных (78%) пользуются при получении информации радио, 16,2% черпают сведения из газет. И наиболее редко участники анкетирования используют в повседневной жизни журналы (7,8%).





2. Какой из перечисленных видов СМИ является для Вас наиболее предпочтительным и пользуется Вашим доверием?



Наибольшим доверием среди опрошенных жителей Ставропольского края пользуются социальные сети (87,2%) и интернет-сайты (70,6%). Телевидение, как один из наиболее используемых видов СМИ, здесь теряет свои позиции: ему доверяют всего 14,6% респондентов.

Газетам доверяют 15% участников опроса. Мобильные приложения для получения новостей также кардинально потеряли свои позиции – им доверяют лишь 1,4% опрошенных.

Мизерные значения в рейтинге доверия – у радио и журналов – 1% и 0,6%, соответственно.

Таким образом, интерес и предпочтения читательской аудитории – на стороне так называемых «независимых» и неподконтрольных цензуре, на её взгляд, СМИ.





3. Когда вы пользуетесь СМИ, какие темы публикаций вам наиболее интересны?



Наиболее интересны жителям Ставрополья из числа участников анкетирования новости политики (62,6%) и развлечения (42%).

Далее идут бизнес-новости (14,4%), сюжеты истории народов региона (12%), новости экономики (8,6%), новости культурной жизни, обрядности, праздничные акции региона (6%), спортивные новости (4%) и хобби (2,8%).

Примечательно отличие, например, от Дагестана, где спортивные новости занимают лидирующую позицию. На Ставрополье этот показатель находится всего лишь на предпоследнем месте.





4. Ваша характеристика сегодняшних новостей?



Результаты опроса показывают, что жители Ставрополья, принявшие участие в анкетировании, достаточно спокойно и трезво оценивают информацию, получаемую из различных новостных источников.

Так, большинство респондентов охарактеризовали актуальную новостную повестку как нейтральную – такого мнения придерживаются около 56% опрошенных. Как «позитивные, не вызывающие негативных эмоций» воспринимают новости 31,2% участников опроса.

Агрессивной, вызывающей беспокойство назвали новостную повестку 13% респондентов.

Незначительное число (0,2%) отказались от ответа.





5. Находят ли, на ваш взгляд, проблемы граждан Российской Федерации отражение в федеральных (общероссийских) СМИ?



Самым частым стал ответ, что проблемы граждан РФ находят частичное отражение в федеральных СМИ – так считают 62,8% респондентов. Вдвое меньше (29,4%) опрошенных считают, что проблемы граждан Российской Федерации не находят отражения в федеральных СМИ.

И лишь 7,8% участников опроса выразили мнение, что таковое отражение имеет место в российских средствах массовой информации.





6. Освещают ли региональные и местные (городские, районные) СМИ проблемы жителей вашего региона?



Здесь картина чуть более оптимистична в сравнении с ответом на предыдущий вопрос. Тех, кто считает, что СМИ Ставропольского края освещают спектр проблем, актуальных для жителей региона, в два раза больше -15,8%.

Тех, кто считает освещение региональных проблем частичным – 72,8%.

И лишь 11,4% опрошенных выразили мнение, что региональные средства массовой информации не справляются с освещением актуальных региональных проблем.



7. Владеете ли вы другими языками народов Российской Федерации помимо русского?



Ответ на этот вопрос обусловлен этническим составом жителей Ставропольского края. Всего 13% опрошенных жителей Ставропольского края помимо русского языка владеют другими языками народов Российской Федерации, что сопоставимо с открытыми статистическими данными по количеству жителей Ставрополья, для которых русский язык не является родным.

Остальные 87% не владеют никакими другими языками народов России, кроме русского.



8. Пользуетесь ли вы СМИ, издаваемыми на языках народов Российской Федерации (помимо русского)?



Здесь картина выглядит ещё более моноэтничной. Лишь 6% от общего числа участников опроса из числа жителей Ставропольского края пользуются СМИ, издаваемыми на языках народов Российской Федерации (помимо русского). Соответственно, 94% такими средствами массовой информации не пользуются.

Данные результаты не только подтверждают этнодемографическую статистику по региону. Они свидетельствуют о том, что родной язык (кроме русского) используется жителями Ставрополья для межличностного общения, а не для получения новостной информации.



9. Достаточно ли в вашем регионе проживания СМИ, которые издаются на языках народов Российской Федерации (помимо русского)?



Ответ на этот вопрос соотносится с предыдущим. Ввиду слабой востребованности СМИ на национальных языках, большинство респондентов считают, что их количество вполне достаточно для удовлетворения нужд населения. Так ответили 91,2% опрошенных.

Соответственно, 8,8% участников анкетирования считают, что средств массовой информации, которые издаются на языках народов Российской Федерации (помимо русского), в регионе недостаточно.



10. Какова, на ваш взгляд, главная функция СМИ в России?



По мнению более трети опрошенных (37,4%), главная функция СМИ в России – образовательная. Это наиболее частый ответ респондентов.

Одинаковое количество голосов набрали ответы о том, что главной функцией СМИ в РФ является «обеспечение диалога между властью и обществом» и «обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления». Так ответили по 25,8% участников опроса.

Последующие ответы малочисленны:

- Формирование общественного мнения (6,4%);

- Информирование общества (4,6%).

Таким образом, можно сделать вывод об определённой аполитичности жителей Ставрополья в сравнении с некоторыми другими регионами РФ и сосредоточенности их на собственных нуждах и проблемах.



Общие выводы:



Опрос позволяет сделать несколько выводов о доверии к СМИ со стороны жителей Ставропольского края и состоянии региональной журналистики.



- Наиболее часто используемые жителями региона СМИ – социальные сети, интернет сайты, телевидение и мобильные приложения для получения новостей.

- Наибольшим доверием среди опрошенных пользуются социальные сети и интернет-сайты.

- Наиболее интересными для жителей Ставрополья являются новости политики и развлечения.

- Большинство респондентов считают актуальную новостную повестку либо нейтральной, либо позитивной, не вызывающей негативных эмоций.

- Подавляющее число опрошенных считают, что проблемы граждан РФ находят частичное отражение в СМИ – как в федеральных, так и в региональных.

- Абсолютное большинство жителей Ставрополья не владеют никакими другими языками народов России, кроме русского.

- Подавляющее количество жителей региона не только не пользуются СМИ, издаваемыми на языках народов Российской Федерации (помимо русского), но и считают, что их существующее количество вполне достаточно для нужд граждан.

- Главной функцией СМИ в России является образовательная функция, по мнению большинства респондентов – жителей Ставропольского края. И лишь на втором месте по значимости, считают участники опроса, находятся такие функции, как обеспечение диалога между властью и обществом и обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Поделиться новостью:
Made on
Tilda